Неразрушающий контроль в авиации

неразрушающий контроль в авиации

Насколько важен неразрушающий контроль в авиации?

В аэрокосмической промышленности, как и в других отраслях транспорта, неразрушающий контроль может стать главным между жизнью и смертью.

Компоненты самолета проверяются перед их сборкой и установкой в ​​самолет, а затем они периодически проверяются в течение всего срока их службы. Части самолета спроектированы так, чтобы они были максимально легкими и при этом выполняли предназначенную для них функцию.

Как правило, это означает, что компоненты самолёта несут очень высокие нагрузки относительно к их прочности материала и небольшие дефекты могут привести к выходу компонента из строя. Поскольку самолеты зацикливаются (загружаются и разгружаются) во время полета, посадки, руления и повышения давления в салоне, многие компоненты склонны к усталостному растрескиванию – это постоянно происходит через некоторое время. 

неразрушающий контроль самолета
неразрушающий контроль самолета

Если вы не знакомы с термином «усталостное растрескивание», подумайте о том, что происходит, когда вы сгибаете скрепку или кусок проволоки взад-вперед… в конце концов она сломается. Даже в деталях, которые нагружены не значительно ниже уровня, вызывающего их деформацию, могут образовывать усталостные трещины после длительной цикличности. Это и происходит в самолете.

После того, как самолёты используются некоторое время, в некоторых их частях начинают расти усталостные трещины. Трещины также могут возникать из-за других факторов, таких как удар молнии. Самолеты имеют некоторую защиту от ударов молнии, но когда случается удар молнии – этот может привести к образованию трещин в месте удара, как показано на рисунке.

Неразрушающий контроль самолёта - попала молния
след от молнии

Другая проблема, с которой сталкиваются самолеты, заключается в том, что они подвергаются постоянному воздействию коррозии. 

Когда самолет приземляется и дверь открывается, внутренняя часть самолета часто заполняется теплым влажным воздухом. Когда самолет взлетает и достигает высоты, обшивка самолета становится очень холодной из-за температуры наружного воздуха. Это приводит к тому, что влага, удерживаемая воздухом внутри салона, конденсируется на внутренней стороне обшивки самолета. 

Обычно такой конденсат собирается в виде воды и служить электролитом, необходимым для возникновения коррозии.

Хорошей новостью является то, что самолеты спроектированы таким образом, чтобы выдерживать определенное количество повреждений, трещины и коррозии, не вызывая беспокойства, и инспекторы неразрушающего контроля обучены обнаруживать повреждение до того, как оно станет серьезной проблемой.

Строгий процесс при проектировании самолета, всегда допускает определенное количество повреждений до того, как деталь выйдет из строя, либо во многих случаях деталь может полностью выйти из строя. При этом характеристики самолета не будут затронуты. Задача инспектора неразрушающего контроля состоит в том, чтобы найти повреждение, пока оно находится в допустимых пределах.

Какие методы неразрушающего контроля используются для исследования самолета?

Более 80 процентов проверок, проводимых на воздушном судне, являются визуальными методами неразрушающего контроля.  На регулярной основе инспекторы проверяют различные компоненты самолета на наличие повреждений. 

Во время больших работ по техническому обслуживанию, когда большая часть самолета разобрана и инспекторы могут искать повреждения на внутренней поверхности фюзеляжа. Но не все участки самолета могут быть доступны для визуального осмотра, и не все повреждения могут быть обнаружены визуальными средствами. Именно тут неразрушающий контроль играет решающую роль в тщательном осмотре самолетов.

ультразвуковой метод неразрушающего контроля

Методы неразрушающего контроля позволяют инспекторам осматривать участки самолета, которые недоступны без разборки самолёта. Методы неразрушающего контроля самолета также позволяют инспекторам обнаруживать повреждения, которые слишком малы для обнаружения визуальными средствами. 

Вихретоковый метод и ультразвуковые методы контроля широко используются для обнаружения крошечных трещин, которые в противном случае были бы пропущены.

Эти методы также используются для измерения толщины обшивки самолета снаружи и обнаружения истончения металла, поиск коррозии на внутренней поверхности обшивки.

Радиографические методы используются для обнаружения дефектов, скрытых глубоко внутри конструкции, а также для поиска областей в которых проникла вода. Для этого обычно используются специальные рентгеновские пленки такие как agfa D7.

Очевидно и нет сомнений в том, что успех авиационной промышленности зависит от неразрушающего контроля.

Без неразрушающего контроля расходы на содержание и полет в самолетах резко возросли бы, а безопасность полета снизилась.

Когда люди садятся в самолет, они верят, что он доставит их к месту назначения с минимально возможной турбулентностью. НК делает самолёты одним из самых безопасных видов транспорта.

Промышленное оборудование NOVA78